Участники путешествия:
Экипаж
1: ВАЗ-2105 1988г. выпуска, она же Пятерка (пробег к началу поездки 269520
км), Михаил (командир, пилот, автор отчета), Татьяна (штурман, полевой
летописец, резервный пилот), Яргус, он же Ярик, собак, пес и т.д.
(релаксатор).
Экипаж
2 – Татьянины родители и сестра: Виктор Александрович (командир пробега,
пилот), Наталия Семеновна (штурман), Саша (экскурсантка). Автомобиль -
АЗЛК-21412 1989 г.в., он же Москвич.
Предварительный план поездки (составлен Виктором
Александровичем):
Дни |
Маршрут |
Пробег, км |
1 |
10.07.2004, сб |
Москва – Ярославль – Вологда – Ферапонтово.
Ночевка на берегу озера Белое (Ферапонтово). |
280+200+120~ 600 |
2 |
11.07.2004, вс |
Осмотр Ферапонтова монастыря, поездка в Кириллов и
Горицы.
Ночевка на берегу озера Белое (Ферапонтово). |
~ 100 |
3 |
12.07.2004,
пн |
Ферапонтово – Липин Бор – Прокшино – Солза –
Каргополь.
Ночевка либо в Каргополе (гостиница), либо на
берегу р. Онеги за Каргополем. |
60+70+30+10 ~260 |
4 |
13.07.2004,
вт |
Осмотр Каргополя.
Переезд: Каргополь – Лекшмозеро
либо
Каргополь – Вершинино (Кенозеро). |
~80
либо
~120 |
5-9 |
14-18.07.2004 |
Стоянка 5 дней/6 ночей на озере: Масельга либо
Вершинино. |
0 |
10 |
19.07.2004 |
Возвращение в Каргополь – Прокшино – Остров.
Ночевка в районе Острова. |
100+135+35 ~170 |
11 |
20.07.2004 |
Остров – Липин Бор – Белозерск.
Осмотр Белозерска.
Ночевка – между Белозерском и Череповцом. |
35+42~100 |
12 |
22.07.2004 |
Белозерск – Череповец – Пошехонье – Рыбинск –
Охотино.
Ночевка на турбазе в Охотино либо возле Мышкина |
110+120+65+40~350 |
13-14 |
23-24.07.2004 |
Стоянка на берегу Волги с поездками в Углич и
Мышкин |
~ 40+40 км |
15 |
25.07.2004 |
Мышкин – Углич – Калязин –
Москва |
~ 400 км |
Фактически, выезд состоялся не 10 июля, в субботу, а 11-го, в воскресенье,
т.к. в пятницу я был вынужден лететь в срочную командировку в Челябинск и
вернулся оттуда поздно вечером в субботу. Из-за этого сборы были оставлены
на Татьяну, которая подошла к ним очень основательно и насобирала столько
вещей, что создавалось впечатление, будто едем мы на Северный Полюс, и едем,
как минимум, на трехтонном грузовике, а не на классике 1988 г.в.J
В
итоге сборы продолжались до 3-4 часов предотъездной ночи, все вещи и
продукты были свалены на полу комнаты, т.к. грузить все это в машину сил уже
не хватило. Встать мы хотели в 6 утра. Встали в семь, и это было весьма
неплохо, учитывая тяжелый вечер накануне. Выехали в 9:45, предварительно с
руганью и спорами утрамбовав все вещи в машину и засунув собаку на заднее
сиденье. Собак очень хотел ехать с нами, но лезть в машину самостоятельно
отказывался категорически (традиция у него такая – любит, чтобы его
подсаживали, как лакеи барыню), поэтому пришлось стимулировать желание
нежным пинком под зад.
11.07.2004
09:45,
0 км (на одометре Пятерки 269520 км), полный бак бензина, выехали на МКАД и
поехали на Ярославку, где была намечена встреча со второй машиной.
10:07,
24 км (на одометре 269544 км), мы съехали с МКАДа – путешествие началось.
После развилки за г.Королевым встретились с ожидавшим нас вторым экипажем на
Москвиче, остановились, немного пообщались, дали прогуляться собаке, после
чего тронулись в путь. Погода хорошая – на небе небольшие облачка, тепло,
светит солнышко. Лепота! J
13:50,
286 км (на одометре 269806 км). Въехали в Ярославль, заправились: 25л 92-го
бензина по цене 12.80р./литр, пересекли Волгу, за полчаса обогнули город и
выехали в направлении Вологды.
18:10,
525 км (на одометре 270045 км). Выехали из Вологды на Кирилов На выезде из
Вологды заскочили в автозапчасти, т.к. у Москвича обнаружилось небольшое
подтекание масла, и было решено купить литрушку для долива. Пятерка в
порядке, но это и не удивительно – я за своим автомобилем всегда следил и
никаких подвохов от него не ждал. На заправке «Лукойл» заправили 15л 92-го
по цене 12.60р. Немного поискали дорогу на Кириллов – пришлось спросить у
местных, правильно ли движемся, т.к. на выезде из Вологды довольно сумбурно
развешаны указатели на перекрестках с круговым движением. Оказалось, что мы
все угадали и едем правильно.
19:20.
Пересекаем Северодвинскую (Мариинскую) систему каналов, Кишемский канал.
Остановились на мосту сделать несколько фотографий. Каналы старые –
строились в начале девятнадцатого века при Павле Первом, берега укреплены
бревнами, выглядит все весьма внушительно, хотя и заметно обветшало. Дороги
здесь неплохие, по одной полосе в каждую сторону, но с довольно широкой
обочиной.
19:40, 632 км (на одометре 270152 км). Дер.
Ферапонтово. Здесь мы по плану должны заночевать. Вечерело, пасмурное небо и
серые тучки говорили, что надо поторапливаться, чтобы успеть разбить лагерь
до темноты и, возможно, до дождя. Встать на ночевку мы хотели на берегу
озера, но никак не могли найти подъезд к нему. Пришлось несколько раз
прокатиться вдоль берега, а потом и вовсе бросить машины и пешком пойти на
разведку в поля. В итоге нашлась дорожка, по которой, видимо, ездили на
сенокос. Начиналась она с внушительного вида ямины, полной грязевой жижи.
Ехать через нее не хотелось, но деваться было некуда. Я поехал первым - как
более смелый и как менее проходимый, с разгону удалось форсировать эту
ямину, но колеса буксовали изрядно, и Пятерка едва не застряла. Москвичу это
упражнение далось намного легче – передний привод, проходимость лучше,
никуда не деться… Дальше дорога вела под горочку и, если не считать помехой
небольшую и мокрую низинку и подъем после нее, не таила в себе никаких
опасностей и вывела нас к стоянке на мысу с видом на Ферапонтов
монастырь, величественно вознесший свои стены на противоположном берегу
озера. Место оказалось отличным – видно было, что там изредка ночуют то ли
рыбаки, то ли пастухи, в общем, там оказался очаг из камней, немного дров и
даже полуразрушенный шалаш из веток. Разбили лагерь, окунулись в озеро –
больше с целью смыть с себя дорожную пыль и пот, чем из-за желания купаться.
Лезть в воду вечером, в пасмурную погоду и в окружении недоброжелательно
настроенных комаров не хотелось совершенно. Единственный, кто был в полном
восторге – это пес. Поле, вода, летающие над головой чайки, за которыми он
азартно гонялся с лаем – что еще может хотеть городская собака?J
Поужинали, посидели у костра и завалились спать в палатки…
12.07.2004
Утро
встретило нас сыростью и серо-черным небом, висящим прямо над головой
– полночи шел дождь, кругом мокрая трава, мокрые кусты, палатки, дрова…
Бр-р-р… Хотелось залезть в машину, включить печку и сидеть так, пока снаружи
не станет тепло и сухо. Дождь, вроде бы, прекратился, но видно было, что он
может пойти в любой момент. Наскоро поели, приготовив еду на примусе, стали
собирать палатки. Только собрали,
опять стал накрапывать дождь – пора было выбираться на дорогу. Пока женщины
домывали посуду, я занялся машиной – было очевидно, что по мокрой траве и
глине на шоссейной резине и на заднем приводе в горочку не выбраться.
Поскольку опыт преодоления подобных проблем уже был, в эту поездку я взял с
собой цепи, которые теперь и надел на колеса пятерки. Прокатился немного –
шикарно! Машина гребет как танк, совсем другое ощущение – я готов к
подвигам!
Тронулись. Снова Пятерка впереди, я еду с собакой, но без пассажиров, т.к.
озадачил Таню фотосъемкой: как красиво машина идет по грязи, выбрасывая
комья глины из-под колес с цепями! Однако, я весьма резво разогнался, так
что догнать машину было просто невозможно, и ни одного красивого кадра
сделать не удалось. С разгону переехал вчерашнюю низинку - теперь это уже
мини-болотце – что же нас ждет наверху, во вчерашней луже? Выехал на вершину
склона, увидел, что Москвич отстал где-то внизу – похоже, что-то случилось,
т.к. Виктор Саныч вышел из машины и внимательно ее осматривает. Я уже почти
собрался вернуться к ним, как увидел, что он вновь тронулся. Страшную лужу
миновали без каких-либо неприятностей для Пятерки и выехали на асфальт. По
асфальту на цепях ехать невозможно, пришлось потратить еще 15 минут под
дождиком, чтобы снять грязные, все в глине цепи и отмыть их в ближайшей
луже. Тем временем под стоящим в ожидании Пятерки Москвичом расплывалось
зловещее масляное пятно… Это уже не вчерашняя капель, это нечто посерьезнее.
До Ферапонтово около 5 км, решили доехать и там уже разбираться, что
случилось.
Дождь
внезапно прекратился, ветер довольно быстро разогнал тучи, и выглянуло
теплое солнце. Подъехали к Ферапонтову монастырю, оставили машины и пошли на
экскурсию. Билеты оказались довольно дороги: 90+35р. за двоих взрослых.
Фотографировать фрески не разрешают, да нам и не хотелось: мы получили
удовольствие от разглядывания их в «живом» виде.
Описание монастыря
и его истории было бы слишком длительным, самое главное – сооруженный в
1490г. храм Рождества Богоматери в 1502 г. расписывал Дионисий (согласно
сделанной им же надписи, всего за 34 дня), и фрески сохранились! Иконостас
тоже сохранился в отличном состоянии, правда, иконы находятся в Кирилове, в
Кирило-Белозерском монастыре. Ферапонтов монастырь и фрески реставрировались
московским НИИ Реставрации в 70-90е годы. Монастырь, к счастью, церкви не
отдан, чему мы были очень рады, т.к. не любим церковь в нынешнем ее обличье
– вряд ли бы они оставили там музей. Расположен монастырь на холме с
великолепным видом на Ферапонтово озеро, обнесен невысокой каменной стеной.
Примечателен Ферапонтов монастырь еще и тем, что именно сюда на богомолье о
даровании наследника приезжал царь Василий Третий с женой Еленой Глинской (и
родили они сына, будущего Ивана
IV Васильевича Грозного...), а также тем, что в
нем в течение 10 лет (1666-1676гг.) отбывал ссылку опальный патриарх Никон.
Предание гласит, что от безделья Никон скучал и потому насыпал из валунов
островок посреди озера, на котором поставил крест. Островок с крестом виден
из монастыря
(недалеко от него – мысик, на котором мы ночевали), но это не тот остров, а
его копия, т.к. «оригинал» был срыт в 30-е годы
XXв., т.к. тогда он помешал сплаву деревьев. К
нашему удивлению, в монастыре оказалась группа школьников (пардон,
гимназистов, еще точнее – гимназисток) из Москвы, изучающих историю Руси.
Они приехали сюда на несколько недель на культурологическую практику, за
время которой неплохо выучили основные данные по истории Ферапонтова
монастыря, и даже выступили в качестве бесплатных гидов для нашей маленькой
группы.
Осмотрев монастырь и послушав нашего юного гида
J, мы приступили более
неприятной части программы – стали разбираться с машиной. За время нашей
экскурсии из картера Москвича вытекло и живописно разлилось по асфальту все
имевшееся масло, а когда я залез под машину, то увидел, что смещена назад
нижняя балка. Оказалось, что в том месте на подъеме, где я проехал без
проблем, Виктор Саныч налетел на какой-то камень… Делать нечего – надо
ремонтировать машину. Бросив женщин и собаку, мы поехали искать
автомастерскую. Расспросы привели нас к какому-то местному автослесарю, но
тот сказал, что такой ремонт смогут сделать только в «Сельхозтехнике» в
Кирилове. Доехали до Кирилова, нашли «Сельхозтехнику», выяснили, что ремонт
они сделать смогут, но только завтра с утра, купили канистру масла и
вернулись в Ферапонтово.
Т.к.
Москвич превратился в недвижимость, ночевать решили в непосредственной
близости от него: в гостинице «Ферапонтово», которая размещается напротив
монастыря. За
двухместный номер с удобствами в коридоре, но с умывальником в комнате
(правда, в одном из двух номеров воды в умывальнике не было :), мы заплатили
440р, при этом никто не возражал против собаки. Пока было солнечно и сухо,
просушили палатки и спальники, потом пообедали в местной столовой и пошли
гулять по Ферапонтово. Деревня большая, дома одноэтажные, деревянные.
Встречаются весьма симпатичные домишки, украшенные резными кружевными
ставнями и наличниками. Мобильная связь присутствует, МТС ловится весьма
неплохо.
|